




 |
Традиционным
занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа. В основном разводили
лошадей, крупный рогатый скот, овец. Овец предпочитали с плотной шкурой и
жёсткой шерстью, обычно чёрного цвета (хара хой). Держали домашнюю птицу, но
только из-за яиц. Мясо птицы не употреблялось.
Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (лучшими охотниками
считались кызыльцы и койбалы). Охотой занимались только мужчины. Женщинам
запрещалось прикасаться к любому оружию, а также забивать скот или обдирать
шкуру животных. Охотились на пушных зверей, маралов, лосей, оленей, косуль,
медведей, птиц, бобров, выдр. Особо ценилась кабарга (из-за железы у самцов,
которая вырабатывает дорогостоящее вещество - мускус, используемый для
приготовления лекарств). Рыболовством занимались не все хакасы, а в основном -
кызыльцы и сагайцы.
Ещё со времён Кыргызского каганата (IX век) предкам хакасов было известно
плужное земледелие, для нужд которого строили достаточно сложные ирригационные
сооружения, оросительные системы. Основной посевной культурой был ячмень. В XIX
в. также сеяли пшеницу, овес, озимую рожь, гречиху и просо. Из технических
культур - коноплю и лён. Хакасские женщины и дети занимались собирательством
(кадык, сарана, черемша). Мужчины участвовали в сборе кедрового ореха.
Основные занятия и образ жизни скотоводов диктовали развитие определённых видов
домашних промыслов, таких, как выделка шкур, кож, катание войлоков, свивание
арканов, ткачество (из крапивы, конопли, льна и шерсти). Хакасы умели делать
берестяные лодки, лодки- долблёнки из тополя, изготавливали керамическую посуду.
В почёте были кузнец и ювелиры.
С точки зрения социальной структуры населения делилось на две основные группы:
чайзаны - князья и харачи - чернь. Чайзаны содержали многочисленный аппарат
чиновников (тузумер): яргучи осуществляли суд согласно нормам обычного права, а
также занимались сбором податей и налогов. Основными исполнителями княжеских
приказов были чазоолы. Глава княжества (бег) содержал также дружин (хозону). В
конце XIXв. - начале XXв. в хакасском обществе доминировала малая семья, которая
проживала в одной юрте и состояла, как правило, из родителей и их детей. Главой
семьи являлся мужчина, который распоряжался имуществом, ходом хозяйственных
работ (исключительное право главы семьи не касалось женских занятий и
обязанностей).
По достижении брачного возраста (обычно 17-22года) только в исключительных
случаях кто -то не вступал в брак. Мужчина мог жениться в любом возрасте, но до
его женитьбы к нему сохранялось отношение со стороны взрослых как к ребёнку, а
со стороны детей как к сверстнику. Он не принимал самостоятельных решений, если
был ещё жив его отец, дедушка или старшие братья . Браки внутри одного сеока
(род, в буквальном переводе "кость") запрещались до седьмого колена.
Существовало несколько форм заключения брака. Самой распространенной было
похищение девушки (тутхын), часто с её предварительного согласия, с обязательной
уплатой калыма. При колыбельной форме, или сговоре (саблыг той - "брак по
чести"), родители сватали детей с 3-5 лет. В этом случае калым не платили, но со
времени помолвки, ежегодно 2-3 раза, родители мальчика отправляли родителям
девочки ценные подарки. Кроме того, мальчик проводил несколько недель в доме
будущей жены, принимал участие во всех домашних работах. среди бедной части
населения распространённой формой брака был брак отработкой (кизоге кирген) -
родители невесты, у которых не было сыновей, принимали в дом бедного зятя,
который работал на тестя в течение нескольких лет. После отработки он имел право
поставить себе отдельную юрту и завести хозяйство.
Брачный выкуп - калым (халын. халыг) - был обязательным условием
заключения брака. Не менее важное значение имело и приданое, которое по
стоимости не могло быть меньше калыма. Приданое считалось собственностью
жены. В случае ее смерти имущество и скот возвращались в семью ее
родителей. Но весь приплод от скота, а также дети оставались у мужа. То
же самое происходит и в случае, когда муж давал жене развод.
При женитьбе сына отец выделял ему долю имущества ("улус" в переводе с
хакасского "доля, часть"; интересно отметить, что слово"улус" стало
обозначать "поселение, селение").Родственники по линии отца также
наделяли его скотом. Младший сын, женившись, всегда оставался жить со
своими родителями. Он считался хранителем семейного очага(очи) и получал
две доли наследства - свою и отцовскую. Женатые сыновья некоторое время
после свадьбы жили с отцом. Традиционные правила предписывали каждой
семье иметь своё жилище. Юрту для семья ставил отец, чаще вблизи своей.
Обычно её ставил, когда у молодых появлялись дети и родители
удостоверялись в прочности отношений молодых. В доме молодожёнов первый
огонь разводился из углей, взятых из очага родителей мужа. Отделившиеся
сыновья и отец осуществляли вместе выпас и содержание скота, что
позволяло поддерживать все виды работ без лишних потерь.
На женщине (ипче) лежала вся домашняя работа, а также воспитание детей.
Женщина всю свою жизнь подчинялась мужчине. Сначала ею распоряжался
отец, затем муж. Она считалась "нечистым" существом, поэтому не должна
была подниматься на священные горы, купаться в почитаемых озёрах,
садиться верхом на священную лошадь, брать в руки острые предметы,
садиться на одежду мужчины, подниматься выше мужчины и т.д. Она
считалась платёжной душой и не владела покосами и пашнями. Жена не могла
наследовать никакого имущества, не имела ничего, кроме своего приданого,
и экономически зависела от мужа.
Мужчина являлся наследником семейных и родовых ценностей. Счёт родства
вёлся только по мужской линии. В том случае, когда жена в течение
нескольких лет не могла родить сына, муж имел право взять еще одну жену,
а если и вторая не рожала, то брал третью. Дети от всех трёх жён
считались законными. Каждой из жён ставилась отдельная юрта и выделялось
своё хозяйство. Обычно многожёнство практиковалось только у баев. |