Вверх
Хакасские игры
Хакасские праздники
Хакасские костюмы
Инструменты
Быт и традиции

Инструменты

В традиционном хакасском обществе музыка окружала человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. В наши дни говорится, что каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. В недавнем прошлом каждый хакас должен был оставить также и свою собственную песню среди потомков. Выдающиеся исполнители были желанными гостями на различных мероприятиях. Известный исследователь хакасской музыки А.А. Кенель писал: Сказочники и певцы везде принимаются с почетом, ни одно мало-мальски важное дело не обходится без их участия. Их зовут на свадьбы, похороны, вечеринки, везде, где собираются ввиду старинных обычаев хакасы посидеть вместе, отметить то или другое событие в жизни семьи, рода, племени. А обычаев много, идущих из седой древности.

Музыка хакасского народа - это отражение широких степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между мужчинами и женщинами.

Музыка являлась также неотъемлемым атрибутом при обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Игра на хомысе или чатхане сопровождала многие религиозные действия, и это облегчало взаимопонимание людей и высших сил.

Чатхан является символом хакасского народа. На этом инструменте исполнялись эпические произведения - алыптыг нымахи, являющиеся сокровищем национальной истории и культуры. Считается, что по своей силе чатхан не уступает шаманскому бубну и в случае необходимости, может с успехом заменить его. Чатхан не является исключительно хакасским инструментом, он также есть у других народов Центральной Азии, но именно у хакасов он получил наибольшее признание, и образовалась целая школа игры на чатхане. С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай. Горловое пение - дар горных духов - у хакасов применялось исключительно при исполнении героического эпоса. Считалось, что когда хайджи начинает сказывать свои сказания, то слушать его приходят не только люди, но и горные духи. В связи с этим певец сказывает свои произведения вначале горловым пением (для горных духов), а затем уже обычным голосом (для людей). Сказители-певцы имели в своем репертуаре ряд крупных сказаний, повествование которых часто продолжались нес
колько ночей. Считается, что самые сильные хайджи наделены особым даром, так же как и шаманы. Отсюда и их название ээлiг-хайджи. Сказание было регламентировано. Так, изменять сюжетные линии, что-либо особо приукрашивать, или убирать из текста, прерывать развитие какого-либо действия категорически запрещалось, иначе сказитель мог быть серьезно наказан свыше, вплоть до смерти.

На сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных инструментов (струнно-щипковые, смычковые, ударные и духовые). Главные инструменты, хомыс и чатхан, согласно историческим источникам появляются в долине Среднего Енисея не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа (тагарская и таштыкская культура). Исследователь П.Е. Островских отмечал в конце XIX века, что хомыс имеется практически в каждой юрте, чатхан встречался чуть реже.

Сайт управляется системой uCoz