В
традиционном хакасском обществе музыка окружала
человека постоянно: и в радостные моменты, и в печали. В наши дни говорится, что
каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. В недавнем
прошлом каждый хакас должен был оставить также и свою собственную песню среди
потомков. Выдающиеся исполнители были желанными гостями на различных
мероприятиях. Известный исследователь хакасской музыки А.А. Кенель писал: Сказочники
и певцы везде принимаются с почетом, ни одно мало-мальски важное дело не
обходится без их участия. Их зовут на свадьбы, похороны, вечеринки, везде, где
собираются ввиду старинных обычаев хакасы посидеть вместе, отметить то или
другое событие в жизни семьи, рода, племени. А обычаев много, идущих из седой
древности.
Музыка хакасского народа - это отражение широких
степей, бескрайней тайги, бурных рек, вечного синего Неба. В ней мы
слышим отголоски судеб многих поколений нашего края - величавость
героических побед, печаль утрат и поражений, лирических отношений между
мужчинами и женщинами.
Музыка являлась также неотъемлемым атрибутом при
обрядах и обращениях к сверхъестественным силам. Игра на хомысе или
чатхане сопровождала многие религиозные действия, и это облегчало
взаимопонимание людей и высших сил.

Чатхан
является символом хакасского народа. На этом инструменте исполнялись
эпические произведения - алыптыг нымахи, являющиеся сокровищем
национальной истории и культуры. Считается, что по своей силе чатхан не
уступает шаманскому бубну и в случае необходимости, может с успехом
заменить его. Чатхан не является исключительно хакасским инструментом,
он также есть у других народов Центральной Азии, но именно у хакасов он
получил наибольшее признание, и образовалась целая школа игры на чатхане.
С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай. Горловое
пение - дар горных духов - у хакасов применялось исключительно при
исполнении героического эпоса. Считалось, что когда хайджи начинает
сказывать свои сказания, то слушать его приходят не только люди, но и
горные духи. В связи с этим певец сказывает свои произведения вначале
горловым пением (для горных духов), а затем уже обычным голосом (для
людей). Сказители-певцы имели в своем репертуаре ряд крупных сказаний,
повествование которых часто продолжались нес
колько ночей. Считается, что самые сильные хайджи наделены особым даром,
так же как и шаманы. Отсюда и их название ээлiг-хайджи. Сказание было
регламентировано. Так, изменять сюжетные линии, что-либо особо
приукрашивать, или убирать из текста, прерывать развитие какого-либо
действия категорически запрещалось, иначе сказитель мог быть серьезно
наказан свыше, вплоть до смерти.
На
сегодняшний день известны пятнадцать музыкальных национальных
инструментов (струнно-щипковые, смычковые, ударные и духовые). Главные
инструменты, хомыс и чатхан, согласно
историческим источникам появляются в долине Среднего Енисея не позднее
эпохи поздней бронзы и раннего железа (тагарская и таштыкская культура).
Исследователь П.Е. Островских отмечал в конце XIX века, что хомыс
имеется практически в каждой юрте, чатхан встречался чуть реже.
|